Легендарная эскадрилья

 

«НОРМАНДИЯ-НЕМАН»

 В ноябре 1942 г. первая французская авиационная группа прибыла в Советский Союз, который уже во второй год не на жизнь, а на смерть сражался с фашистом.

О легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман» уже написано немало книг и статей, даже снят фильм. Имена французов М. Бенуа, де Вильмона, Леметра, М. Лефевра, Ж.. Анрдэ, М. Альбера, П. Пуйяда навсегда увенчаны славой. Но их вклад в общую победу наших народов над фашизмом не был бы столь огромен, если бы с ними рядом не было русских механиков, ежедневно готовивших их боевые машины к вылету.

Главный инженер полка С. Д. Агавельян, обращаясь к французским лётчикам, говорил: «Советский механик готовит самолет к вылету не только руками, но и сердцем…». Французские летчики просили, чтобы их самолеты обслуживали сибиряки – надёжные люди, хорошо знающие свое дело, а именно самолеты «Як», на которых летали французы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Самолет ЯК-3 французскими летчиками был признан лучшим легким  фронтовым истрибителем второй мировой войны.

 

В числе авиамехаников, отправленных служить с французами был и Юрий Петрович Рыков. К тому времени он окончил военную школу авиационных механиков и рвался на фронт. Ю. П. Рыкову выпало обслуживать самолет майора Матра, который был командиром 3-ей эскадрильи. Полк «Нормандия – Неман» участвовал в боях за освобождение Орла, Брянска, Смоленска, Орши, Березины, Минска, Каунаса, Вильнюса, Немана, Восточной Пруссии. Лётчиками эскадрильи было сбито 273 вражеских самолета.

Этого человека знали в Новосибирске, в Москве и во Франции. Знали его и в нашей школе. Юрий Петрович жил совсем недалеко. Нам посчастливилось общаться с ним. Этот уникальный человек был хорошим другом и частым нашим гостем.

Юрий Петрович хранил много материалов – документов, книг о полке, некоторые из них подарил школе для музея.
Единственный в Новосибирске, кто служил в полку «Нормандия - Неман» и имеет французский боевой орден «Военный крест»

 

Родился 8 декабря 1924 года в г. Славгороде Алтайского края. В мае 1942 года вместе с группой призывников, досрочно окончивших среднюю школу, в неполные 18 лет, призвали в РККА, зачислили курсантом в авиашколу механиков. В советской Армии в кадрах проходил действительную срочную службу в должности рядового и сержантского состава с 19 мая 1942 года по 25 марта 1950 года. Из Волганской школы выпустился с квалификацией: авиационный механик с военным званием – сержант технической службы. Дальнейшую службу проходил в Сибирском военном округе в ч. 53835, Новосибирск – Толмачёво. Летом 1944 года с группой механиков-сибиряков прибыл в город Тулу, где шло переформирование французского полка «Нормандия».

Июль – август 1944 года с поступившими на перевооружение полка самолетами Як-3, был включен в состав полка 303-й истребительной авиадивизии.

В июле 1945 года на 40 самолетах Як-3, полученных в подарок от Советского правительства, полк поднялся в воздух и через 5 дней приземлился на аэродроме Бурже, близ Парижа. Часть механиков сопровождала перелет, другая часть попала на подмосковный аэродром - Люберцы, где шла подготовка к Параду Победы 24 июля 1945 года. Воздушная часть парада не состоялась из-за погоды. Механиков ввели в штаты ВОШБК на аэродроме Люберцы, затем школу переименовали в ВОЛТК – лётнотехнические курсы, и перебросили в Таганрог, где и закончилась служба Юрия Петровича солдатом в ВВС, длившаяся долгие 8 лет.

В 1956 году окончил Московский ордена Ленина авиационный институт имени Серго Орджоникидзе по специальности «авиационные двигатели» с присвоением квалификации инженера-механика. Перевёлся на должность ст. инженера в Центральный Аэро-Гидродинамический институт имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ-МАП).

10 августа 1959 года перевёлся в Комплекс механико-математического института Сибирского отделения Академии Наук СССР и в Москве в тот же день зачислен ведущим инженером-конструктором и начальником стенда ПГУ института химической кинетики и горения СО РАН. 14 августа был откомандирован с группой молодых специалистов в г. Новосибирск.

Работал в здании института Гидродинамики, стенд ПГУ на территории СибНИКА, производственная база – Опытный завод СОАН на левом берегу Советского района. Довелось работать ведущим инженером-конструктором, зав. отделом, зав. Сектором в институтах ИТПМ, ИАиЕ, Сиб «энегрохиммаш» при ИТФ, СКБ ГИТ-КТИ ГИТ, в разных экспедициях.

В 1977 году окончил Новосибирский институт патентоведения, квалификация – патентовед. Юрий Петрович имеет авторские свидетельства на изобретения – более 30, звание «Изобретатель СССР».

 

 Юрий Петрович на встрече с учениками нашей школы

31 декабря 1985 г. уволен на пенсию по возрасту, но продолжал работать в КТИ ГИТ до 30 июня 1998 года. Общий стаж работы 58 лет! Жена Юрия Петровича – Нина Николаевна, занимала должность главного конструктора института химической кинетики и горения СО АН СССР. В семье Рыковых есть дети, внуки, правнуки. Юрий Петрович и Нина Николаевна имеют почётное звание «Заслуженный ветеран СО АН СССР». Оба ветераны Великой Отечественной войны. Умер 28 июля 2005 года.

 

 Награды Юрия Петровича Рыкова

 Как встретили Победу?

«Победу полк встретил в прусском городе Эльбенг (ныне Эльбенг в Польше). Ещё до официального объявления весть пронеслась по всем фронтам от радиста к радисту. Ликованию не было предела. Стреляли в воздух из всех видов оружий. До этого так радовались известию об освобождению Парижа. Но тогда за Вислой ещё были немцы, которые, заслышав непонятную стрельбу, на всякий случай ударили через реку из пушек. Хорошо, что не попали! Теперь же до последних окружённых группировок, ещё продолжавших сопротивление надо было только лететь.

По старой рыцарской традиции французскому воину положено возвращаться домой с оружием. Советское командование передало в дар Франции 40 истребителей Як-3. Машины выбирали самые лучшие, к дальнему перелёту готовили их тщательно. В середине лета 1945 года полк поднялся в воздух курсом на родину и 20 июля приземлился на аэродроме Ле Бурже близ Парижа. По всему маршруту полк сопровождала группа механиков во главе с С. Агавельяном. Те, кто остался дома, были направлены на подмосковский аэродром Люберцы, где формировалась истребительная дивизия для участия в параде Победы…»

ПАРАД ПОБЕДЫ

И вот наступило утро 24 июня 1945 года. Небо было пасмурное, низкая облачность, моросил дождь… Десять часов утра, бой кремлёвских курантов, мелодия «Славься», цокот копыт… Жуков и Рокоссовский... «Ура!» Поздравительная речь маршала Жукова. Начало торжественного марша. Вдруг тишина – и к подножью Мавзолея посыпались вражеские знамёна…

Близилось начало вылета, а небо всё хмурилось и темнело. И вдруг хлынул ливень! Команда на вылет так и не поступила. Проливной дождь не помешал торжественному маршу и не омрачил общего праздничного настроения. Но авиаторам было обидно до слёз!

Однако поступило распоряжение – парадные расчёты не расформировывать. И в первый послевоенный День воздушного флота 18 августа 1945 года лётчики сполна продемонстрировали мастерство и удаль в небе над Тушинским аэродромом. Победный аккорд авиаторов всё-таки состоялся и был впечатляющим.

 

 

Дата последнего обновления страницы 24.08.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»